ТОП-10 заблуждений о работе копирайтера

На курс по копирайтингу приходят люди с разным уровнем подготовки. Бывает и совсем новички – они слышали что-то о копирайтинге, но совсем не представляют, как работать. Я собрала ТОП-10 заблуждений о работе копирайтера, которые я слышу, и разобрала их по косточкам во время прямых эфиров на Facebook.

И как настоящий копирайтер я дам вам выбор: послушать записи или прочитать эту статью. В ней – главные тезисы по опровержению этих мифов.

Откуда берутся мифы о копирайтерах

Сначала меня удивлял тот факт, насколько справедливо высказывание: «Все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно». Все-таки 7 лет работы в копирайтинге вызывают серьезную профессиональную деформацию, когда кажется, что и так всем понятно, как работают копирайтеры.

А потом я поняла, что информация о копирайтинге в интернете очень противоречива, начиная от «игры терминов» и заканчивая тем, сколько может стоить такая работа. А ведь еще есть недобросовестные товарищи, которые для быстрой продажи своих инфопродуктов пишут в рекламах что-то типа «Зарабатывай легко 1000 баксов за 1-2- часа в день». И увы, ко мне приходят с установками, сформированными чужой рекламой (как, например, на этом скрине).

А можно просто побежать за журавлем в небе…

Так вот, чтобы не было сюрпризов, давайте разбираться, кто такой копирайтер и чем он занимается.

Миф 1. Копирайтер – это тот, кто красиво пишет

Этот миф похож на другой – о том, что достаточно писать сочинения в школе или быть филологом, чтобы стать копирайтером. Почему я отношу это к заблуждениям? Красиво писать – это хорошо и даже важно для копирайтера, но этого мало. Красиво писать может и графоман, который заплетает слово за слово, все красиво, но до смысла не добраться и зачем вообще написан текст непонятно.

Цель текстов, которые пишет копирайтер, понятна и ясна. Они работают на продвижение бизнеса. Поэтому тексты копирайтера – это микс из 5 компонентов:

  1. Маркетинг – в основе любого текста маркетинговый анализ – конкурентов, целевой аудитории, продукта и компании.
  2. Понимание продаж – копирайтер продает текстом, неважно товар напрямую или какое-то целевое действие, поэтому важно помнить, что каждый текст – это элемент цепочки продаж и понимать его место.
  3. Психология влияния и психология принятия решений – изучение этого направления важно, тексты будут попадать прямо в цель.
  4. Знания о механизме продвижения бизнеса в интернете (SEO, соцсети, рассылка) – из каких каналов приходят люди, на какой стадии принятия решения они находятся.
  5. Умение писать красиво и грамотно появляется в конце, на стадии корректирования и редактуры. Без наполнения первыми четырьмя пунктами этот навык бесполезен.

Миф 2. Копирайтер сам выбирает темы для текстов и придумывает, что туда писать

Яркий пример того, что в это верят не только копирайтеры-новички, но и клиенты, тексты на сайтах, где вместо преимуществ «заказать банкет в этом ресторане» долго рассказывают о том, что такое «свадьба в жизни человека». Копирайтер получил заказ «напишите нам что-то о банкетах» и написал.

Вместо этого в основе любого текста должны быть факты. Факты, предоставленные клиентом.  Их нужно изучить. Для продающих текстов выстроить цепочки продаж, для статей – решить проблему целевой аудитории. Всегда есть исходная информация, ее нужно добыть, а не придумать.

Миф 3. Копирайтинг – это легкая работа, на которую достаточно тратить 1-2 часа в день

Это заблуждение как раз создают специально, чтобы внушить, что копирайтингом можно зарабатывать, особо не напрягаясь. Вы уже знаете об объеме предварительной работы над каждым текстом.

Кроме того, копирайтер-фрилансер занимается:

  • поиском клиентов и общением с ними по проекту,
  • разработкой текста,
  • вычиткой и внесением изменений,
  • постоянно изучает новую информацию о копирайтинге, маркетинге, психологии.

Поэтому минимум, на что вы можете рассчитывать в начале пути – полный рабочий день. Я первые годы работала и занималась своим развитием по 10-12 часов в день.

Миф 4. У копирайтера не может быть портфолио с примерами работ, ведь он не подписывает тексты своим именем

Вторая часть утверждения верна. В большинстве случаев мы пишем тексты, в которых не указан автор (текст о компании) или указан другой автор (экспертные статьи от имени представителей компании). При этом клиенты чаще всего не будут против, если вы покажете эту работу в своем портфолио. Важно сделать это так, чтобы текст не потерял уникальность и презентовал вашу работу в лучшем виде. Детали – в этой статье.

Миф 5. Текст можно составить из кусочков других удачных текстов на эту же тему, писать заново не нужно

Это заблуждение встречается у тех, кто только начинает знакомство с текстами в интернете и еще ничего не знает о принципах работы поисковых систем. Вот подробная статья о проверке уникальности текстов. Здесь напишу кратко.

Мы пишем тексты для сайтов. Сайты получают свои места в поисковой выдаче на основе сложнейших рейтингов поисковых систем (самые известные – Google и Яндекс). И вот один из важных критериев оценки – отсутствие плагиата на сайте. И поскольку поисковые системы – это машины, уникальность они тоже проверяют механически, сравнивая порядок слов в предложениях и последовательность абзацев в вашем тексте с текстами, которые уже проиндексированы в сети.

Поэтому просто скопированные абзацы из разных текстов для них – плагиат, а не «научная компиляция». А за это они наказывают сайт баном и фильтрами, а заказчики просят «уникальность от 95%».

Миф 6. Копирайтером может быть каждый, у кого есть компьютер

Этот миф сродни тому, что на копирайтинге можно быстро заработать. Часто копирайтинг путают с теми волшебными таблетками и быстрыми способами заработка, которые вовсю предлагают в интернете – участие в соцопросах, кликание по ссылкам и многое другое. Думаю, вы тоже регулярно получаете такой спам в свой ящик.

Почему-то копирайтинг тоже ошибочно относят к таким неквалифицированным полулегальным занятиям и считают, что нужен только компьютер и интернет.  Смотрим предыдущие мифы и понимаем – копирайтер не просто реально работает, а чтобы быть успешным, ему нужно иметь соответствующий склад ума и знания.

Миф 7. Если я веду свой блог о путешествиях или кулинарии, значит, точно смогу быть копирайтером

Писать тексты о том, что вас увлекает и о том, что нужно целевой аудитории ваших клиентов – это совершенно разные вещи.  Писать о том, чему посвятили не один год жизни, о чем можете часами рассказывать взахлеб и регулярно читаете все новости – легко и приятно.

К копирайтеру иногда приходят представители бизнеса, о котором он раньше не слышал. И нужно вникать в тему с нуля. Вероятность получать заказы только на темы, близкие вашим хобби, очень низкая. К этому можно прийти постепенно, но не на стадии новичка.  Кроме того, в работе с клиентом есть сроки, требования к текстам, маркетинговая и продающая составляющие. Вы не сможете сидеть и ждать вдохновения, работать нужно здесь и сейчас.

Но если вы уже ведете блог, у вас есть явное преимущество – вы умеете и любите писать, знаете, что такое структура текста и продвижение.

Миф 8. Если я писал научные статьи в университете, я точно смогу быть копирайтером

Заблуждение похоже на предыдущее. В этом случае, кроме неумения работать с бизнесом заказчика, появляется такое осложнение как научный стиль в худшем его проявлении – псевдо-научности. Тяжеловесные обороты «в следствие анализа нам удалось выявить данную особенность» – все то, чему нас учили, как правильному стилю для написания курсовых работ или на госслужбе, совершенно не подходит для интернета и коммерческих текстов.

Ваш главный плюс – вы умеете работать с массивом информации, структурировать ее и выбирать главное.

Миф 9. Заказчики всегда сами точно знают, что им нужно и детально описывают задачу

С этим заблуждением сталкиваются уже те, кто начинает работать. Они ожидают, что будут от каждого клиента получать детальное ТЗ с описанием такого, какой текст нужен, план и детали. Такие клиенты тоже бывают, но в идеальном мире. Не в идеальном заказчики попадаются разные, в том числе из пункта выше – «напиши мне что-нибудь, ты же профессионал».

Можно от таких клиентов отказываться, а можно помогать. Поэтому отправляйте бриф, задавайте уточняющие вопросы, подсказывайте, как лучше и будьте немного больше, чем тот, кто просто пишет тексты.

Миф 10. За копирайтинг не могут платить много, ведь это элементарная работа

Если вы внимательно прочитали предыдущие пункты вам уже не нужно объяснять, что это не элементарная работа. Осталось донести эту мысль заказчику.

Сколько может стоить труд копирайтера – это вечная тема для споров. Если вы пойдете на биржи – там часто низкие цены, и такое же отношение. Поэтому там можно начинать, но вовремя уходить и вырастать. И запомните правило: чем больше вы в себя вкладываете, тем больше стОите. Начинайте с небольших ставок, но потом растите. Я всегда рекомендую использовать принцип «оценки собственных усилий». Ниже – уже не будет стимула работать и развиваться. Вот, кстати, статья на эту тему.

В целом, по всем заблуждениям могу сказать. Нет такого бекграунда – ничего не могу с собой поделать, мне очень нравится это слово, не знаю его русского эквивалента – и база, и образование, и опыт. Так вот, нет такого бекграунда, который вам помешает быть копирайтером. Как нет и такого, который вам гарантирует 100% быстрый взлет с нуля. Работайте и все получится.

А чтобы точно понимать в каком направлении двигаться и получить надежную базу в работе с продающими текстами, экспертными статьями, оптимизацией и работой с клиентами, приходите на комплексный курс по копирайтингу — там все темы раскрыты максимально полно.

2 комментария

  1. Нурия 12 февраля, 2020 12:56 пп  Ответить

    Отличная статья, о подводных камнях для начинающих копирайтерев! И не только им!!! Все по полочкам разложено!!! Четко и ясно!!!Спасибо большое!!!

Добавить комментарий