В предыдущей статье “Почему ключевых запросов слишком мало для хорошего текста” я предложила разделить ТЗ для копирайтера на 3 условных части:
- базовая маркетинговая информация,
- задача и конкретная тема текста (для экспертного контента) или подробная информация о товаре/услуге (для продающего текста),
- технические требования, необходимые для SEO.
Сегодня разберёмся, что входит в каждый из пунктов.
Базовая маркетинговая информация
Базовая маркетинговая информация – это информация о компании в целом, о целевой аудитории и конкурентах, о том, где статья будет размещена – на своем или стороннем ресурсе.
Целевая аудитория – это не просто мужчина или женщина, 25-45 лет. Этого слишком мало. Если вы пишете продающий текст, то должны знать о целевой аудитории следующее:
- какие проблемы волнуют,
- какой результат хотят получить,
- какие возражения озвучивают,
- что еще может заинтересовать.
Экспертный контент решает одну небольшую проблему читателя здесь и сейчас: помогает разобраться, учит чему-то, вызывает эмоции. Если после текста человек поймет, что нужно сделать, текст получился полезным, а не просто на заданную тему. Поэтому очертить круг проблем и интересов целевой аудитории нужно до написания текста.
Зачем копирайтеру нужна информация о компании
Для продающего текста – все очевидно, чтобы показать выгоды конкретных товара или услуги и сформировать доверие к компании. А для статьи?
Приведу пример.
Представитель бизнеса заказал текст копирайтеру, которого нашел на бирже. Поставил задачу: нужен текст о способах отбеливания зубов. В итоге статья ему не понравилась, и он опубликовал ее в группе фейсбук с просьбой оценить и прокомментировать. Статья была достаточно интересна для тех, кто выбирает для себя способ отбеливания зубов, в ней была важная информация для сравнения разных методов. Суть статьи сводилась к тому, что самый безопасный способ – это отбеливающие полоски.
Почему же она не понравилась заказчику? Да просто он оказывал услугу лазерного отбеливания, а оно в статье оказалось далеко не лучшим способом.
И этот маленький нюанс, который не уточнил копирайтер, привёл к большому недовольству и к тому, что статья не решила поставленную задачу. Сразу возникает вопрос: копирайтер знал, для кого пишет? У него была информация, кто клиент и где будет размещаться статья? Даже полезная статья-руководство «5 способов отбелить ваши зубы» должна содержать обзор разных способов, и при этом решать задачу бизнеса заказчика. И статью даже на такую банальную тему можно написать по-разному.
Задача и конкретная тема текста
Следующий блок, который важно понять и передать копирайтеру – что писать. Самое частое возражение, которое я встречаю «Как это, что писать? Вы копирайтер и вы сами должны знать, что писать». Речь не идет о том, что нужно писать текст за копирайтера. Речь о том, что нужно дать важную вводную информацию и добавить экспертность в текст.
Первый вопрос в этом блоке: что должен сделать читатель после прочтения текста. Узнать о самом безопасном способе отбеливания зубов или позвонить по телефону и записаться на консультацию? Или узнать общую информацию о том, что такое отбеливание? Разные задачи дадут разную структуру и содержание текста.
Как может выглядеть вводная информация:
- Укажите конкретную тему, дайте план или важные аспекты. Вспомните пример выше – и вы поймете этот тезис. Копирайтер не должен угадывать, что вы хотите донести потенциальному потребителю, потому что он может и не угадать, если не знает всей вводной информации. Опишите свою экспертную позицию, свой взгляд на какой-то спорный момент, чему уделить внимание, что подчеркнуть. Ведь этот текст станет лицом вашего бизнеса или вас как эксперта.
- Сделайте аудиозапись интервью эксперта или своих мыслей. Аудиозапись не стоит расшифровывать слово в слово, можно использовать информацию для подготовки статьи-руководства или проблемной статьи.
- Хороший вариант экспертного текста – это кейс. Вы даете копирайтеру скриншоты, техническое описание процесса, который вы реализовали, и копирайтер на основании этого готовит текст, в котором представители целевой аудитории найдут ответы на свои вопросы. Напишет текст понятными словами, правильной структуры, распишет результаты, которые интересуют целевую аудиторию, а не просто технический набор действий, сделанных при реализации кейса.
Вводная информация и конкретика делают статью экспертной, а текст о компании или услуге – продающим. Когда в основе текста только ключевые слова, не ожидайте, что вы получите на выходе экспертный контент. Скорее всего, вы получите текст с хорошо вписанными ключами и дальше как повезет – тема будет проработана глубоко или текст будет написан по верхам. Потому что ни сеошник, ни копирайтер не эксперты в вашем бизнесе.
Это все об уровне смыслов. Это все помогает сначала копирайтеру, а потом читателям текста понять идею, которую вы хотите донести, и увидеть на той стороне текста – профессионала.
Чем больше вы дадите копирайтеру идей, чем точнее вы опишете, что вы хотите, чтобы передал его текст, тем больше вероятность, что он напишет тот материал, который вам нужен.
Технические требования к тексту
Укажите ключевые запросы. Если вы представитель бизнеса, я вам советую обратиться к SEO-специалисту. Он учтет не только то, что на поверхности, не просто зайдет в wordstat и подберет пару-тройку фраз, но и посмотрит ваш сайт в комплексе и подберет нужные слова для каждого текста. Это большая комплексная работа.
Укажите процент уникальности текста. Не во всех тематиках нужна и достижима уникальность 100%. Но это не значит, что можно публиковать плагиат. Текст должен быть уникальным, допустимая уникальность может быть 80-82%. Все зависит от темы. В юридических, строительных тематиках, бухгалтерии, там, где много терминологии, 100% уникальности добиться тяжело. Также укажите, где вы ее будете проверять. Сервисов много, часто они показывают разные результаты.
Тошнота и водность. Тошнота – это показатель того, насколько часто используются ключевые слова. Когда тошнота низкая, поисковой системе непонятно, о чем текст, когда высокая – это переспам, тошнит и людей, и роботов. Водность – количество «слов для связки» (воды в тексте), которые не несут смысла и когда их много поисковые системы этого не любят, потому что они считают, что если у вас в тексте много воды, то скорее всего ваш текст неинтересен.
Здесь тоже сразу важно согласовать, где вы будете проверять текст. Я использую Advego – классический сервис для проверки всех параметров. Последние несколько лет появился и получил популярность сервис Максима Ильяхова «Главред». Он помогает бороться с мусором и водой в текстах. Там свои баллы – до 10 максимум. 7 – 8 баллов – это оптимальное значение. Получить 10 баллов почти нереально и высока вероятность того, что вы высушите текст как корочку хлеба и читать его будет тяжело.
Золотой стандарт оптимизации текста

Я использую в работе такой золотой стандарт
Один текст – это одна ключевая фраза, которую я использую в заголовке, подзаголовке и несколько раз в тексте. Это идеальный вариант, когда в тексте одна главная ключевая фраза и 2 – 3 дополнительных, связанных по смыслу.
Кроме них в тексте есть тематические слова. В примере, который я приводила в первой части статьи: “копирайтинг” или “копирайтинг текстов” использовались много раз подряд – это смотрится дико. Если заменить копирайтинг на “написание текстов”, “разработка текстов” и другие синонимы, вы получите естественные тематические слова, которые поисковые системы тоже видят и хорошо воспринимают.
Вы все еще думаете, что для увеличения продаж достаточно сделать сайт и вывести его в топ?
Неужели человек, прочитавший текст и не вынесший из него никакого смысла, кроме общих слов, захочет заказать у вас услугу и стать клиентом?
Время, когда нужно просто присутствовать в интернете, как говорил великий Бил Гейтс, прошло. Сейчас когда вы создаете бизнес-сайт, вы боретесь за каждую секунду внимания вашей целевой аудитории — не только с вашими прямыми конкурентами, но и с мессенджерами, с Википедией, с профильными ресурсами по вашей теме, с социальными сетями.
Поэтому, идеальная команда для работы над любым текстом, который публикуется на сайте:
- хороший копирайтер,
- думающий оптимизатор, который следит за последними тенденциями, а не застыл в правилах 5-летней давности,
- представитель бизнеса, который может ответить на все вопросы.
И каждый из них понимает, кто целевая аудитория, какие у нее есть сомнения, какие возможны возражения и готов предложить верное решение, основанное на достоверной информации.
Кто должен знать, что волнует ваших клиентов, какие вопросы они задают, какие стороны у вас самые сильные? Неужели копирайтер, случайно найденный на бирже?
Выстраивайте цепочку для потенциальных клиентов: «ищу ответ на вопрос» – «постоянно читаю» – доверяю компании» – «становлюсь клиентом» – «остаюсь клиентом».
И все получится!
Хотите получить примеры брифов, которые я использую для работы над статьями и продающими текстами? Оставьте свой email в форме ниже и ждите письмо.
Согласны с материалом? Считаете, что это слишком серьезный подход к текстам на сайте и можно обойтись “малой кровью”? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Алина, спасибо за статью. Согласна с каждым Вашим словом.
Алла, спасибо, что читаете.
Спасибо! Очень полезно читать ваши материалы!
Наталья, спасибо. Рада, что вам полезен материал.