Как копирайтеру победить ступор и начать писать

Копирайтеров часто упрекают в срыве сроков. И если бы это было только проблемой тайм-менеджмента, ее было бы очень легко устранить простым планированием.

Но включается еще один фактор – вдохновение… Это оно не приходит к нам вовремя. Это из-за него мы срываем сроки и портим репутацию. Я попробовала разложить по полочкам, что скрывается за этой емкой фразой: «Я не написал текст, потому что вдохновения не было».как начать писать

Вдохновение: что за зверь такой?

Иногда ко мне приходит внутренний критик. Обычно это случается в моменты, когда сижу перед чистым листом ворда уже второй час, а перед этим несколько дней «уклонялась» от написания текста, находя для себя супер важные дела: помыть посуду, проверить почту, полистать соцсети, приготовить обед и опять по кругу.

И вот он приходит, садится на плечо и говорит: «Ты больше никогда не сможешь писать на заказ». «Наверное, да», — соглашаюсь.

На втором плече всегда сидит мой внутренний адвокат. Он заявляет: «Как же, ты же уже написала столько текстов, даже на эту тему». «Это все не то…» — начинаю спорить. Критик с улыбкой кивает.

Адвокат не отстает: «Да вот же, почитай, какой ты классный текст когда-то написала. И сейчас сможешь». Беру, читаю, начинаю улыбаться, вспоминать детали проекта. Сажусь писать новый текст.

Вдохновение можно найти даже в собственных текстах. Главное, верить в себя и искать.

Вот и старик Хем со мной согласен: «Не волнуйся. Ты писал раньше и напишешь сейчас».

Впрочем, это все лирика. Я считаю, что тараканов в своей голове нужно знать по именам и периодически выстраивать в ряд. Другими словами, когда чувствуете, что что-то пошло не так, начинайте искать причину. Вот этим мы сейчас и займемся.

Я попыталась систематизировать причины, которые мешают писать и которые мы обычно называем словом «вдохновение». Большинство приемов проверены на личном опыте.

Шаг 1. Проверьте мотивацию

Задайте себе вопрос: я точно понимаю, ЗАЧЕМ мне писать этот текст? Мотивация может быть самой разной – деньги, желание подтвердить свою репутацию, получить хороший текст в портфолио, получить клиента для длительного сотрудничества. Выбирайте свою.

И второй: а мне, правда, нравится то, что я делаю? Копирайтинг – это по любви, он не может быть работой из-под палки.

Если вы знаете зачем и ответили «Да» на второй вопрос, но при этом писать пока так и не начали, продолжаем копать.

Можно, конечно, писать, как Артемий, а можно и поискать свой ответ.

Шаг 2. Найдите причину и попробуйте устранить

Причина 1. У меня был перегруз в работе последние неделю-месяц

Вспомните график работы за ближайшее время. Если график был слишком плотным, у вас накопилась усталость. Новые тексты требуют переключения, переработки новой информации. Мы от этого устаем и перегораем, без отдыха каждый новый текст дается сложнее. Просто признайтесь себе, что устали, и отдохните.

Подробно о способах отдыха и переключения я писала в этой статье.

Причина 2. Мне всегда страшно (не получается) именно начать, а потом я кайфую от работы

Несколько способов преодолеть страх чистого листа:

  • Писать ручкой по бумаге – так включается в работу мозг и начинает генерировать мысли и идеи, а вы просто записываете,
  • Начать с любой фразы – «Пишу я вам, дорогая Катерина Матвеевна», а дальше расскажите о том, о чем нужно писать,
  • Писать что-нибудь просто на эту тему – «я узнала, что эта компания занимается …». Пусть сначала это будет ерунда и неструктурированный бред, потом мысль пойдет в нужном направлении. Главное не забудьте удалить и оставить только то, что получилось, когда вы расписались.
  • Перечитайте тексты, которые вы уже писали раньше по этой теме или в таком же формате – вспомните свое состояние, вдохновитесь своими находками.

Причина 3. Я люблю работать в режиме близкого дедлайна

Знаете таких любителей адреналина – писать, чтобы уже поджимало время. Иногда это срабатывает, но иногда вы рискуете отправить недоработанный, невычитанный текст или отвлечься на форс-мажор и пропустить срок. И если у вас несколько проектов в работе, эти пропуски будут накапливаться как снежный ком.

Замечали? Тогда пытайтесь договариваться с собой. Например, устанавливайте себе дедлайн раньше, чем конечный срок сдачи текста.

Причина 4. Я не знаю, что и как писать – недостаточно вводной информации

Клиент не отвечает на ваши вопросы – вы не понимаете, что ему нужно и что писать. Вы взяли незнакомую тему и не успели разобраться. Это новый для вас формат текста, и вы не знаете, с какой стороны к нему подойти.

Информации нет в голове, а значит мозгу обрабатывать нечего.

Что делать:

  • Разберитесь в теме, найдите эксперта, с которым можно посоветоваться,
  • Поищите в книгах или в профильных блогах рекомендации по написанию текста нужного формата, примеры в портфолио коллег. Вы не поверите, но по запросу «как написать текст о компании» можно найти массу полезного материала. Я не призываю вас копировать. Просто вдохновляйтесь и творите свое.

Причина 5. У меня «каша» в голове – слишком много информации

Бывает так, что информации много и она вся толковая. Клиент заполнил бриф на «пятерку», подробно ответил на все ваши вопросы в скайпе, вы провели маркетинговый анализ и изучили массу источников. И вот вы сидите с этой «кашей» в голове и пытаетесь переварить.

Что делать, чтобы разложить информацию по полочкам:

  • Лечь спать 🙂 Дайте мозгу поработать в фоновом режиме и переварить информацию. Это не шутка. Когда мы спим, мозг продолжает работать. И если вы проснетесь утром и не зависните в соцсетях, а сразу сядете за работу над текстом, вы почувствуете результат.
  • Взять структуру продающего текста или план статьи и начать с любого самого понятного для вас блока, где вы точно знаете, что писать. Текст – это конструктор, вы всегда сможете потом поменять все местами.

Каждый текст нужно «выносить», поймать центральную идею, а для этого иногда нужно время.

Причина 6. Я не могу писать на эту дурацкую тему или для этого клиента

В таких случаях я, конечно, в сердцах говорю себе: «Видели глаза, что брали…» и дальше по тексту. Хотя даже опыт не застрахует полностью от сложных токсичных клиентов, несовпадений представлений о тексте и вашей задаче, непопадания в тему.

Это самая сложная для меня причина. Все, что можно сделать – это сжать зубы и дописать текст. И дальше не работать. Или (если совсем все плохо) разжать зубы и вернуть деньги. И эта причина, по которой я никогда не договариваюсь на 20 текстов сразу. Только один пробный текст, чтобы узнать друг друга.

А что еще вы называете этой красивой фразой «нет вдохновения»? Пишите в комментариях.

Кстати, эту тему мы обсуждали во время прямого эфира на Facebook. Если вы больше любите послушать, вот запись.

Добавить комментарий