Как копирайтеру написать ответ на проект, если страшно, но очень хочется

Работа копирайтера состоит не только из написания текстов. Это еще и ведение переговоров с клиентами. И самый ответственный момент в переговорах – первое письмо.

Я часто встречаю обсуждения, в которых просят поделиться «секретами и фишками». Что писать, а что не писать? На самом деле, никакого секрета здесь нет. Просто воспринимайте первое письмо, как свою визитную карточку, и относитесь к нему соответственно.

Представьте простую ситуацию. Вы увидели интересный проект или привлекательную вакансию, и хочется ответить, попытать свои силы и предложить услуги, но что-то вам не дает. Вы боитесь, вы не знаете, что писать, вы не уверены, что справитесь.

Желание есть, но нет уверенности в себе, и вы не пишете. Или вы все-таки пишете, но что-то идет не так и почему-то вам даже не отвечают.

Похожей может быть ситуация, когда клиент вас нашёл самостоятельно – по вашим данным или кто-то вас порекомендовал, и вам тоже нужно ответить.

Давайте разбираться, как написать первое письмо потенциальному клиенту так, чтобы не было мучительно больно. Что писать, чтобы первая коммуникация превратилась в заказ.

Главное, что нужно понять — первая коммуникация закладывает фундамент

Не подходите к первому письму формально, как к отписке, не думайте, что это неважно, что можно написать что-нибудь о себе и этого достаточно.

Почему это важно? Потому что это первое впечатление, это пробный шар, особенно когда мы говорим о работе копирайтера. Первое письмо копирайтера всегда оценивают критично, потому что то, как вы пишете, косвенно показывает, как вы будете работать над текстом. Клиенты считают именно так, и невозможно им будет объяснить, что текст, который вы напишете на заказ, будет намного лучше и совершенно другим, чем ваше первое письмо, написанное как-нибудь.

Чтобы не было “как-нибудь”, начните с этих 5 шагов.

Шаг 1. Грамотность

Когда вы пишете первое письмо, важно все. Вас будут оценивать буквально по каждой точке, по каждой запятой. Поэтому первое, о чем вы должны помнить – ваше письмо должно быть грамотным.

Как бы много ни говорили о том, что копирайтер – это не тот, кто грамотно пишет, а тот, кто умеет работать со смыслами и маркетинговой информацией (и это правда), у вас не будет второго шанса доказать, что это случайные ошибки и что «вообще-то мои тексты на заказ всегда вычитывает корректор». И если представителям других интернет-специальностей (дизайнерам, программистам) ошибки в первом письме еще простят, то письмо копирайтера почти со 100-процентной гарантией будет отправлено в корзину.

Вы должны вычитать письмо несколько раз вдоль и поперек, посмотреть описки, любые недочеты. Любое ваше письмо, особенно первое, должно быть чистеньким во всех отношениях – все ошибки должны быть вычищены и просмотрены.

Шаг 2. Оформление и структура

Когда я рассказываю и пишу о любых текстах, всегда подчеркиваю: вы можете написать что-то классное, но если структуры не будет, если это будет кирпичик или простыня – ваш текст не прочитают. Даже когда мы пишем небольшое сообщение в ответ на проект – это тоже важно. Ваш потенциальный клиент будет оценивать, как вы работаете со структурой и логикой изложения.

Если вы делите текст на абзацы, используете подзаголовки и списки в текстах для клиента, покажите, что вы это умеете в первом письме.

Даже если это небольшой текст, даже если это 5 предложений, разделите их на два абзаца, разделите между собой эти абзацы пустой строкой и сразу ваш текст станет читабельней и сразу он покажет, что вы уважаете читателя.  Не пишите огромные письма, когда это первая стадия переговоров – никто не готов читать длинный текст о вас, чтобы получить первое впечатление. Это может быть 2-3 абзаца по 3-4 предложения, не больше.

Шаг 3. Правильный настрой

Следующее – это скорее самомотивация. Прежде чем писать ответ, нужно сесть, вдохнуть, выдохнуть и сказать себе: «Этот человек ищет копирайтера, ему НУЖЕН копирайтер. Он уже сам написал объявление о вакансии. А я тот самый копирайтер, который идеально подойдет. Да, я знаю, что я с этим справлюсь. Да, это мои любимые темы. Да, я уже писала об этом неоднократно, у меня уже были такие статьи или продающие тексты». Вы сели и дали себе установку, что вы с этим справитесь. Нужно брать и отвечать.

И еще один секрет, который вы можете попробовать. Я его называю «найдите себе пиарщика». У меня это муж. Это может быть подруга, коллега, человек, с которым вы общаетесь, который знает, чем вы занимаетесь, в чем вы развиваетесь. Пиарщик нужен, когда появляется такой проект, где вам кажется, что вы чуть-чуть недотягиваете. Вы читаете, все заманчиво и интересно, но появляется такая мысль: «Да нет, не буду я писать, я, наверное, это не потяну, наверное, это еще чуть-чуть не мой уровень». И вы уже на грани того, чтобы закрыть проект и больше не возвращаться к нему. В такой ситуации обращайтесь за помощью к пиарщику.

Как я это делаю? Я показываю вакансию «своему пиарщику» и говорю: «Слушай, ну мне так хочется, но мне кажется, что я не потяну, я чего-то из перечисленного не умею, я еще это не пробовала, я еще с этим не работала». И слышу в ответ: «Да ты что, да ты лучшая, как же ты не потянешь? Помнишь, у тебя был такой проект? Ты же там это и это делала? Что ты не знаешь? Так мы найдем инструкции, ты научишься, и у тебя все получится». Это тот момент, когда для старта нужно, чтобы кто-то нас чуть-чуть подтолкнул в спину.

Шаг 4. Ещё пока не пишем… Внимание – ловушки

И вот, помня о том, что вам нужна правильная структура и логика, что вы идеально подходите для этой вакансии, и поэтому с чистым сердцем можете себя предлагать, еще раз перечитайте вакансию.

Тут опять – вдох, выдох – нам нужно внимательно перечитать вакансию. Почему? Потому что одно из качеств, которого ждут от копирайтера – это внимательность. И очень часто, я даже знаю, что иногда специально, вакансии составляют так, чтобы вот этот момент внимательности проверить на входе.

Например, когда в вакансии описывают требования и предлагают отклик на вакансию написать на почту. Там нет варианта «напишите мне в личном сообщении», не даются варианты связи на выбор, а дается только один почтовый ящик и конкретная тема письма, например, «отзыв на вакансию». Это проверка на внимательность.  Ведь если вы видите проект в социальных сетях, ваше первое желание – ответить в мессенджер.

И вот когда вы провели всю эту работу, настроились, нашли все ловушки, только теперь вы можете начинать писать.

Шаг 5. Что писать

Я считаю, ответ на проект или вакансию мини-продающим текстом, а значит, нам важны все блоки убеждения.

Что должно быть в вашем письме:

  • Правильная тема письма – та, которую попросил написать автор проекта, или просто название вакансии и ваша фамилия.
  • Не забудьте поздороваться и сделать это в стиле делового общения. Я считаю, что написать в письме «доброго времени суток» – это безграмотно. Пишите: «Добрый день» — это подходит для любого времени суток. Пишите: «Приветствую», «Здравствуйте» — это нейтральные обращения. Обратитесь по имени. Это не формальность, это не лишнее, это нужно сделать обязательно.
  • Напишите причину, по которой вы пишете это письмо. Когда мы отвечаем на проект, хочется пойти с места в карьер – сразу написать о себе. Но напишите хотя бы одно вводное предложение: «В группе … я увидела, что вы ищете копирайтера, и поэтому решила вам написать». Вам самим легче будет так начать письмо, к тому же – это подстройка к читателю, причем в этом случае вам даже не нужно думать, что там написать, все написано в проекте.

И еще одна причина – человек может искать нескольких специалистов на разные вакансии, нескольких копирайтеров на разные проекты. Важно дать понять, на какой проект вы откликаетесь и где вы получили эту информацию.

  • И вот после этого предлагайте решение – свои услуги. Напишите, чем можете помочь, в чем специализируетесь.  Если в проекте были указаны требования к копирайтеру 1,2,3,4,5, в ответе обязательно укажите, что вы им соответствуете.
  • Переходим к выгодам. Даже если вам кажется это банальным, но все равно напишите, что вы выполняете работу в срок. Это важно, потому что это частое возражение, что фрилансеры срывают сроки. Напишите, что обрабатываете большие объемы информации. Подумайте, какие еще у вас преимущества, какие еще выгоды вы можете показать в этом небольшом письме. Выгоды должны поместиться еще в 1-2 предложения.
  • Дальше вы можете еще немного рассказать о себе, чтобы сформировать доверие. Самый простой способ – рассказать об опыте. Например, «пишу тексты столько-то лет, работала с этой тематикой, вот мое портфолио и дать ссылку». Рассказать о пройденном недавно обучении. Буквально 1-2 предложения. Емко, кратко, без лишних слов.
  • Писать или нет сколько стоят ваши услуги? Если в проекте изначально указано, сколько готовы заплатить копирайтеру, своим письмом вы просто соглашаетесь на эти условия. Если вы видите фразу «укажите ваши расценки» — не забудьте написать, как вы оцениваете свой труд.
  • Теперь в продающем тексте нам нужен призыв к действию. В письме это может быть открытый вопрос о проекте. Но ваш вопрос не должен быть банальным, не должен показать, что вы невнимательно прочитали вакансию, он должен быть по существу и показать заинтересованность проектом.

Ваша задача – дать возможность продолжить с вами диалог. Даже если в вакансии все ясно и понятно, все равно оставьте призыв к действию, напишите это предложение: «Если будут вопросы, пишите», чтобы было понятно, что вы готовы к диалогу.

И чтобы этот текст не показался вам скучным и менторским, покажу несколько примеров. Один — смоделированный ответ на вакансию, второй — реальный пример из группы курса по копирайтингу, после которого получилось сотрудничество.

Пример ответа на проект

Это смоделированный вариант.

Помните: конкуренция продолжается. Ответ на проект – это первый шаг, по которому заказчик делает первый выбор и отсев. И если у него уже на этом уровне возникнут вопросы, он просто перейдет к другим кандидатам.

Как видите, «никакого секрета тут нет». Пробуйте и все получится.

P.S. Эта статья написана на основе прямого эфира на официальной странице «Лаборатория копирайтера» на фейсбук. Если вы больше любите видео-формат, посмотрите по ссылке.

Еще по теме:

Добавить комментарий