От кого копирайтер должен защищать свои тексты

Всем читателям блога «Лаборатория копирайтера» долгожданный (для меня уж точно) привет! Я вернулась из долгого отгула с ключевым названием «много работы+летний отдых». И сразу с места в карьер. Никаких отпускных тематик и сочинений на тему «Как я провела лето». Давайте поговорим о том, кого можно назвать «вредителями» копирайтера.

А у вас случались конфликтные ситуации из-за ваших текстов? Вам приходилось спасать их от «поругания»? Я вам расскажу, от кого нужно защищать свои работы.  Этот пост созвучен теме профессионализма, о которой я писала немного ранее. Правда, он коснется профессионализма не столько самого копирайтера, сколько коллег, с которым ему приходится работать.

Вообще-то, некоторых этих коллег я сгоряча хотела назвать «врагами», но все-таки он не враги, а чаще неосознанные вредители, так как портят работу (и нервы) копирайтера не со злым умыслом, а из-за собственного неумения. И вредят, конечно, не напрямую нам, а нашим текстам.

Кто же они – вредители копирайтера

Вам уже интересно, о ком я? Итак, вот список «вредителей», с которыми мне довелось познакомиться за время моей карьеры копирайтера.

1. Человек, размещающий текст на сайте

Это может быть сам заказчик или неумелый контент-менеджер. А у вас так не бывало? Отправляешь в файле идеально структурированный и отформатированный текст: с пробелами между строк, абзацами, выделениями заголовков и подзаголовков (разными размерами или цветом), иногда с картинками, а потом заходишь на сайт и видишь сплошной нечитаемый кирпич…

2. СЕО-оптимизатор

Когда вам сразу дают заказ на статью, в которую надо внедрить «стопицот» ключей, это еще полбеды. Можно убедить заказчика в неправильности такого подхода, можно аккуратно вписать ключи, а можно просто отказаться от заказа. Но вот когда пишешь интересную статью, читаемую на одном дыхании, или вообще продающий текст, где каждая точка должна стоять на месте, а потом видишь на сайте его же, но хаотично «дополненный» ключевыми словами в каждом предложении, бывает, прям слезы на глазах наворачиваются…

Или вот еще. Как-то одно «крупное СЕО-агентство» предложило моей клиентке, которая обратилась к ним за продвижением сайта, для начала уникализировать все тексты на сайте, т.е. поменять их. И даже со временем прислали сами тексты: машинный рерайт моих же текстов, размещенных на ее сайте. Я уже молчу, что продающие тексты с каждым взвешенным словом и выверенной эмоцией, было предложено заменить плохо скроенными кирпичиками с банальными синонимами, но ведь изначально тексты вообще были уникальны согласно нескольким программам проверки. Но деньги ж надо отрабатывать, правда?

3. Дизайнер

Дизайнеры, особенно дизайнеры полиграфии, — это для меня вообще особая каста людей с короной на голове. Почему-то они считают, что весь мир крутится вокруг них, что, на самом деле, это они ТВОРЯТ, а мы, копирайтеры, так просто — заполняем пробелы текстом. К сожалению, очень часто, оформляя текст, они делают акценты не там, выделяют не то, и в случае замечаний глубокомысленно заявляют: «Не вмешивайтесь, я так вижу».

Самый большой прикол с «дизайнером», случился у меня однажды, когда, делая макет рекламного буклета с моим текстом, он, видимо, не зная о функции Ctrl+C и Ctrl+V, а перепечатывая текст вручную, сделал огромное количество элементарных орфографических ошибок. Макет пришлось вычитывать 5 раз, чтобы избавиться от всех косяков.

4. Сотрудник сервиса автоматизированной рассылки

Бывает, пишешь продающий текст или коммерческое предложение для рассылки, в отдельном файле несколько заголовков для заполнения поля «тема письма» для тестирования, а нанятый заказчиком «специалист по рассылке» скидывает сразу всем с одной шаблонной темой. И вот уже конверсия почему-то оказывается страшно низкой…. И копирайтер слышит в свой адрес: «Компред что-то слабенький у вас получился»…

Кто виноват и что делать?

Кто виноват, мы уже разобрались. А вот что с ними делать? Отстреливать? Или поступить, как мне посоветовали однажды: «А ты не напрягайся, ты же свои деньги за тексты получила, дальше пусть разбирается заказчик».

А я вот не могу бросить на произвол судьбы своего клиента, который неудачно выбрал контент-менеджера, специалиста СЕО и т.д. И начинаю борьбу с вредителями. Средства защиты текстов подбираются самые разные в зависимости от ситуации, а вот причины, по которым я все-таки трачу на это время и силы:

— тексты не будут работать, а значит, заказчик останется недоволен, не вернется сам и не приведет друзей,

— я не смогу даже ссылаться на этот сайт в своем портфолио, а живая ссылка дорогого стоит,

— да и просто я не получу удовольствия от проделанной работы, а останусь с чувством впустую потраченных сил.

[stextbox id=»info»]В любом случае, каждый копирайтер сам решает, осуществлять ли «авторский надзор» и брать ли за это дополнительную оплату, но мое мнение однозначно: наши тексты, как дети, — отправлять во внешний мир их нужно хорошо подготовленными![/stextbox]

Коллеги, поделитесь в комментариях, я одна такая безбашенная, или вы тоже отслеживаете свои тексты до момента полной готовности?

P.S. Чтобы предотвратить обиды и непонимание, хочу заострить ваше внимание, что речь в посте идет не об абсолютно всех представителях указанных профессий, а лишь о некоторых, особо одаренных экземплярах.

P.P.S. А еще, кроме отпуска и отдыха, летом случилось 2 годика этому блогу, так что он растет и крепнет, пусть медленно, зато уверенно!

13 комментариев

  1. Игорь Зорин 9 августа, 2013 10:52 пп  Ответить

    Алина, с выходом, и с началом «боевых» действий)))
    Спасибо за пост. Ни отнять, ни прибавить.
    Хочу тут же вас успокоить: «башня» у вас на месте. Как минимум в нашем отряде уже двое: я также не могу и не оставляю свои тексты, которые не сам размещаю (хотя, как правило в 90% случаев, заказчики дают мне права Админ).
    Случаи из образцов, описанных вами, у меня пару раз встречались, когда заказчики (владельцы блогов), сами размещали тексты.
    А однажды, слямзили у меня основные тезисы моего объявления о своих услугах на БДО.
    Вот, пожалуй, и весь опыт. Или мне везет, или у меня еще все впереди)))

    • Алина Самульская 10 августа, 2013 9:20 дп  Ответить

      Спасибо, Игорь, я снова в строю и тоже рада Вас видеть. Видимо, Вам, действительно, везет. А может профессионализм наших смежников все-таки стремительно растет, а не падает? Вот это будет просто здорово! У меня правда тоже частота казусов уменьшается, но я это больше связываю с ценовой планкой. Чем дороже становятся мои тексты, тем более «сознательные» заказчики и смежники-профессионалы встречаются, и опять же, тем чаще поступают заказы на комплексное наполнение.

  2. Анастасия Кошкина 10 августа, 2013 7:45 дп  Ответить

    Честно говоря, я давно уже не сталкиваюсь с такими проблемами. Как правило, чаще всего у меня заказывают комплексное наполнение сайтов-продавцов.
    А учитываю, что одними буковками я не ограничиваюсь, то заказчики с огромным удовольствием поручают размещать тексты на своём сайте моему контент-менеджеру.
    В итоге все довольны: заказчики экономят и время, и нервы, а тексты на сайте оформлены просто загляденье.
    Да и с дизайнером у меня нет никаких проблем. Мы уже притерлись с ним. 😉 Я делаю свои пометки, как и что нужно оформить, а она доводит до ума.

    • Алина Самульская 10 августа, 2013 9:13 дп  Ответить

      Да, Анастасия, на нашем уровне это скорее не проблема, а задача, которую нужно решать в работе, и пост написан, чтобы очертить границы этих задач. Я ведь тоже работаю комплексно, но пришла к этому постепенно, именно спотыкаясь на таких «комических» моментах. И еще, к сожалению, не все 100% клиентов осознают, что кроме написания любого текста есть еще масса моментов, где можно накосячить и все испортить, и только копирайтер поможет эти моменты выявить и избежать. И даже имея своего дизайнера и контент-менеджера, невозможно застраховаться от сеошников (в которые лезут даже дети), «неправильных» рассылок и многого другого. Поэтому приходится у клиента все-таки сознательность воспитывать и объяснять ему многие моменты, а потом еще и контролировать.

  3. elenamerts 10 августа, 2013 8:45 дп  Ответить

    Да, есть такое! Буквально сейчас у меня подобный проект, где дизайнер сделал сайт и как хочешь, так и вклинивайся в ограничения. Шрифты в заголовках слишком большие по отношению к самому тексту. Цвет шрифта, абсолютно не читаемый. Говорила я об этом разработчикам. А они, мол, «дизайнер так сделал» и всё тут. Бьюсь до последнего. Иногда всё же удается исправить ситуацию.

    • Алина Самульская 10 августа, 2013 9:23 дп  Ответить

      Да, Елена, вот это больше всего и напрягает, когда приходится «биться до последнего», а не просто давать дельные советы. Ну ничего, мы же хотим, как лучше… Потом Вас заказчики еще благодарить будут. У меня именно так всегда происходит. 🙂

  4. Мария Велес 10 августа, 2013 12:56 пп  Ответить

    Алина, нас всё больше. Прочитала эту дельную статью ещё глубокой ночью. Всё разложили по полочкам и выстроили по струночке. Дело в том, что не у всех заказчиков есть художественный вкус или хотя бы простейшее чувство пропорций, цвета и композиции. Вот и полагаются люди на дизайнеров. Однако подобно тому, как копирайтер копирайтеру — рознь, так и оформители бывают разные…

    Да, жалко хороших текстов. Обычно, если есть возможность, всё оформляю сама. Из-за кутерьмы, которую Вы описали, нередко какие-то работы в портфолио просто не выставляю. Делаю иначе: пересылаю заказчику свой вариант, а ссылку не даю. Недовольных не было ни разу. Клиентам главное — оценить уровень.

    Также вспомнился ещё один момент: бренды, крупные компании работают с известными фирмами по раскрутке и продвижению, редко обращаясь к копирайтерам напрямую. Из-за частой работы с менеджерами, т.е. посредниками, попадаешь в такие ситуации. Не писать же в крупный холдинг с требованием восстановить справедливость? Во-первых, там могут спросить: «Вы кто такая?» А, во-вторых, может возникнуть шкандаль: их руководство думает, что над текстом трудился копирайтер из этой самой известной супер-пупер веб-студии, а не кто-то другой. Знаете, есть такой тип людей, помешанных на «статусности». Душу греет всё самое дорогое, хотя не значит — хорошее.

    • Алина Самульская 10 августа, 2013 3:01 пп  Ответить

      Да, Мария, согласна с Вами в том, что ситуации и причины могут быть самыми разными, и не всегда, к сожалению, мы можем повлиять на конечный результат. Но все-таки обязательно попробуем донести до клиента, как лучше, правда?

      • Мария Велес 10 августа, 2013 4:50 пп  Ответить

        Ваша правда, Алина. Самые лучшие тексты, в которые вложил душу, нужно отвоёвывать.

  5. Марина Пестова 10 августа, 2013 2:35 пп  Ответить

    Конечно, приходилось видеть свои тексты в плачевном состоянии. Борьба за правильное оформление — палка о двух концах. Дискомфорт для заказчика, непонимание, например: почему текст не форматируется в его системе управления. Как бы научиться отвечать на такие вопросы…

    • Алина Самульская 10 августа, 2013 2:42 пп  Ответить

      Да уж, Марина, не каждая система управления сайтом позволяет довести оформление текста до идеала. Но более-менее читабельным (пробелы, выделение подзаголовков, картинки) текст все-таки можно сделать всегда. Если у клиента что-то не получается, я обычно предлагаю ему свою помощь или помощь своего программиста.

  6. toboom 10 августа, 2013 7:16 пп  Ответить

    Но у медали есть и третья сторона. 🙂
    Как при всем при этом не забыть, что время узкой специализации уже давно настало? Хорошо БЫ всё проверять, во все вмешиваться… Нужно искать золотую середину.

    • Алина Самульская 11 августа, 2013 9:57 пп  Ответить

      Дмитрий, я тоже сторонник золотой середины и узкой специализации. Но в том и дело, что узкая специализация для меня — это не делать все самой, но при этом контролировать процесс, т.к. кто ж лучше копирайтера может разбираться в идеальных условиях «существования» текста. Опять-таки, когда работаешь со смежниками-профи, все отлично срастается, каждый делает свое дело и взаимопонимание приходит быстро. Но бывают в жизни и сложные моменты, некоторые из которых я описала в этом посте.

Добавить комментарий для Игорь Зорин Отменить ответ