Ориентируемся на местности: как работать с офлайн-клиентами

Фриланс в своем городеМой путь во фриланс начинался именно с так называемых местных заказчиков — компаний, находящихся в моем городе. И, несмотря на то, что моя деятельность плавно перетекает на просторы Интернета, поиск потенциальных клиентов, находящихся поблизости, я не прекращаю никогда.

Смысл работать в своем городе, даже если он не очень большой и не самый прогрессивный, есть всегда. Именно здесь можно стать не только лучшим, но и единственным представителем своей ниши. Для тех, кто разделяет мое мнение, сегодня несколько советов от Thursday Bram о том, как сделать свой местный фриланс успешным.

Позиционируем себя как местного фрилансера: что нужно знать

Большинство современных фрилансеров мечтают о том, чтобы заполучить международных клиентов. Но вы можете создать для себя нишу местного фрилансера, живущего «на одной улице» и с радостью готового к личной встрече с клиентом. Для тех клиентов, которые хотят быть уверенны в том, что у них будет шанс узнать, с кем именно они работают, сотрудничество с местным фрилансером может быть преимуществом над работой с тем, кто доступен только онлайн.

Но если вы планируете позиционировать себя как «ключ к решению проблем на месте», вы должны знать несколько фактов, касающихся особенностей такой работы.

Проблема «Всегда на связи»

Некоторые клиенты ошибочно полагают, что вы всегда на связи. Это хорошо, когда вы находитесь в разных часовых поясах, тогда у вас, по крайней мере, будет передышка в то время, когда ваш клиент будет спать. Когда же вы живете неподалеку, клиенту будет легче постоянно требовать от вас большего внимания. Конечно, эта проблема касается не только местного фрилансера, но в его случае она более ощутима.

В конце концов, даже если у клиента, который находится на другом конце света, есть ваш адрес, маловероятно, что однажды он «нарисуется» перед вашей дверью. У меня когда-то был местный клиент, который очень хотел посмотреть, где я работаю, периодически задавал мне уточняющие вопросы, и вот однажды оказался на пороге моего дома.

Поэтому для местного фрилансера более важно разделить рабочие и личные отношения, для этого:

— установить рабочие часы, в которые вы доступны для своих клиентов;

— четко дать понять, что личные встречи будут происходить вне стен вашего дома;

— использовать для почтовой корреспонденции абонентский ящик, а не домашний адрес.

И не бойтесь выглядеть немного параноиком в вопросах, касающихся разграничения вашей личной и профессиональной жизни. Даже если ваши клиенты находятся на расстоянии нескольких километров от вашего дома, это не должно причинять вам беспокойство.

Сарафанное радио и сплетни

Если вы ищете местных клиентов, сарафанное радио – ваш наиболее эффективный маркетинговый ход. Конечно, поиск в сети даст вам больше возможностей, но клиенты, которые активно ищут местного фрилансера, часто делают это потому, что хотят знать больше о репутации людей, с которыми они работают.

Ваша репутация неимоверно важна, и вы должны о ней заботиться. Вы должны быть уверены, что справитесь с любыми возникшими проблемами, потому что просто игнорировать их вы уже не можете себе позволить. Даже если ситуация возникла не по вашей вине, это ваша проблема. Люди обязательно будут обсуждать то, как вы решили спорный вопрос, поэтому старайтесь превращать проблемы в возможность проявить себя.

Вы также должны быть внимательны к тому, что говорите о других компаниях в вашем регионе. Я всегда старалась хорошо отзываться о людях, общаясь с другими фрилансерами в нашем регионе, но в тоже время мне хотелось предупредить их о возможных проблемах, которые иногда возникают с тем или иным клиентом. К сожалению, такая информация очень часто доходит до ушей этих самых клиентов, поэтому вы должны решить для себя, стоит ли небольшой ураган того, что вы хотите рассказать. Иногда стоит, но иногда лучше просто держать рот на замке.

Преимущества местного фрилансера

У местного фрилансера есть свои преимущества, но их еще нужно уметь продать. На рынке фриланса всегда есть предложения услуг в более низкой ценовой категории, чем хотите работать вы, поэтому нужно активизировать свой маркетинг. Вы должны четко дать понять клиенту, что для него будет большой удачей заплатить 150 долларов в час, а не 1,50 доллара. Вот лишь некоторые способы убеждения:

— вы, как местный фрилансер, сможете оптимизировать процессы коммуникации, поскольку говорите на одном языке и представляете одну культуру,

— вы сможете прийти в офис, что принесет пользу во всем, начиная от изучения линии продукции для написания продающего текста и заканчивая проверкой качества принтера для графического проекта;

— вы можете предоставить рекомендации компаний и частных лиц, название которых знакомо клиенту или он их лично знает.

Копните глубже: найдите те уникальные качества, которые сделают по-настоящему ценной вашу работу для местного клиента. С правильным маркетинговым подходом клиенты обязательно поймут преимущества работы с тем, кто живет на соседней улице.

А вы работаете в своем городе? Если у вас есть свои секреты позиционирования и продажи своих услуг, буду рада узнать о них в комментариях. А может вы считаете местный рынок нерентабельным?

5 комментариев

  1. toy 12 июня, 2012 2:04 дп  Ответить

    «заплатить 150 долларов в час, а не 1,50 доллара»- крутая зарплата.

    • Алина Самульская 15 июня, 2012 5:41 пп  Ответить

      Безусловно, разница в 100 раз — это гипербола (литературное преувеличение), но то, что разница в оплате услуг фрилансера может быть в 10-20 раз, думаю никто не сомневается, особенно если учесть ставки райтеров на биржах фриланса.

  2. Сергей Трутнев 12 июня, 2012 7:13 пп  Ответить

    Наш городок хоть и был когда-то столицей Сибири сейчас больше прозябает своей отсталой провинциальностью, поэтому найти работу фрилансером здесь практически не реально. Такие понятия как копирайтинг, фриланс и даже электронные деньги знакомы здесь далеко не всем. И если ты надумаешь прийти в какую-нибудь фирму с предложением услуг, к примеру, копирайтинга, то это будет воспринято скорее на уровне профессии уборщика, чем то что есть на самом деле. В крайнем случае тебе посчитают за продавца чего-либо ненужного или даже за мошенника, желающего выманить деньги, либо за грабителя, присматривающего «что можно здесь выкрасть».
    Так что найти в такой провинциальности работу фрилансером можно будет ой как не скоро 😯

    • Алина Самульская 15 июня, 2012 5:33 пп  Ответить

      Сергей, а ведь можно и на такую ситуацию посмотреть по-другому: рынок свободен, и Вы можете стать первооткрывателем! Подумайте хорошенько, найдите работающий бизнес, имеющий хоть 1-2 конкурентов (я считаю, что дополнительная реклама не нужна только полным монополистам) и идите объяснять, что им нужен сайт и, соответственно, продающие тексты и уникальный контент. (Чем их мотивировать, думаю, Вы и сами знаете… 😉 )

      Да, сложность офлайн-работы в небольших городах как раз в том и заключается, что клиента часто приходится создавать своими руками, но зато в дальнейшем он весь Ваш, ведь это Вы откроете ему двери в мир Интернета.

      А электронные деньги — это ведь не панацея, я думаю Вы и от реальных не откажетесь?

  3. Сергей Трутнев 15 июня, 2012 6:15 пп  Ответить

    Спасибо, Алина, когда-нибудь обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями. И как знать, может действительно такой клиент найдется 🙄

Добавить комментарий