Мифы про брифы: заполнить нельзя рассказать

Чего не люблю в этих ваших интернетах, так это желания смешать грешное с праведным и искать единственно правильное решение там, где его быть не может, при этом надувая щеки «профессионального профессионала». И удивительно, как люди ведутся на это все, обсуждают, доказывают с пеной у рта свою точку зрения. Иногда даже оправдываются: «ну почему, так тоже можно».

Например, вопрос заполнения брифа для написания текста. Сознательно не пишу продающего, чтобы не отвлекаться на ещё один холивар.

Бриф для текста

Мой хит-парад спекуляций на эту тему выглядит так.

Спекуляция 1.

«Нельзя писать текст, если до этого для компании не сделали полноценный маркетинговый анализ и не разработали стратегию, и бриф тут не поможет – копирайтер не справится с маркетинговым анализом».

В моей практике встречаются 3 группы клиентов:

  1. Иногда мне везет – приходят клиенты, которые до текстов, и правда, уже работали с маркетологами и у них есть пакет документов с подробнейшей информацией. Иногда «везёт» в кавычках, тогда смотри пункт 3.
  2. Иногда в штате компании есть маркетолог, и тогда заполнение брифа проходит как по маслу, и информации вполне достаточно.
  3. Иногда приходят микробизнесы, предприниматели. Вот откуда у них полноценный маркетинговый анализ? И что без него теперь все бросить и уйти – не создавать сайт и не заказывать тексты? Или заказывать SEO-бред? Именно для работы с такими клиентами, в первую очередь, и нужен бриф. Да, мы не сделаем стратегию развития (а нас никто и не просит), но вытянем из предприниматели нужную информацию, копнем самостоятельно и напишем текст, опираясь на конкретику, а не на данные Википедии.

Спекуляция 2.

«Это непрофессионально – присылать бриф с непонятными вопросами о целевой аудитории и ударных преимуществах товара или услуги. Вы же копирайтер, сами должны это знать. А я (клиент) даже слов таких не знаю, знать не хочу и заполнять не хочу».

Да, ладно. Как по мне — это простая лень. «Хочу продвинуть бизнес, но чтобы он как-то сам» Сразу вспоминается анекдот про «я хочу и я плачУ».

В реальности, я получаю благодарности от клиентов, которым «пришлось» заполнить мой бриф, за то, что вопросы заставили задуматься о том, о чем раньше не думал, поймать несколько инсайтов для развития своего бизнеса. И это нормально, это сигнал, что человек, действительно, хочет развиваться, а значит, сотрудничество получится. В конце концов, если в брифе есть непонятные слова, всегда можно спросить.

И, кстати, кроме брифа я еще сама изучаю по своим источникам. Так что бриф – это не про свалить всю работу на заказчика. А про разработать эффективное решение.

Спекуляция 3.

«Есть только один правильный способ заполнения брифа – устно/письменно» (но только один и все, кто делают по-другому, автоматически попадают к непрофессионалам).

Я думаю, вы уже догадались, как обстоят дела на самом деле. Правильно – это так, как удобно клиенту и как позволяет решить задачу общения – получить качественную информацию.

Приведу несколько примеров, почему это не всегда одно и то же.

Один мой неудавшийся клиент хотел общаться только голосом, писать ему некогда было. Говорить он тоже мог только в дороге за рулем. В результате на все вопросы отвечал односложно, прерывался, отвлекался, повторялся. Думать тоже было некогда.

Хороший пример. Компания организовывает скайп-кол, в котором участвуют 3 разных специалиста (маркетолог, технарь и ТОП) и их информация дополняет друг друга. Все посидели и продумали заранее ответы на вопросы.

Письменное заполнение. Директор поручает заполнить бриф сисадмину. «Ну это же текст для сайта, кто же еще будет заполнять». С хорошими примерами, думаю, все понятно.

Нет никаких закономерностей. Нет идеальных рецептов. Есть отношения человек-человек и поиск оптимального варианта в каждой конкретной ситуации.

Что в итоге

В итоге методом проб и ошибок я пришла к тому, что использую в работе 3 подхода к заполнению брифа. Причем вариант работы мы выбираем вместе с клиентом:

  1. Если маркетинговая работа ранее не проводилась или проводилась обрывочно. Я отправляю бриф, клиент заполняет, я задаю дополнительные вопросы, самостоятельно провожу маркетинговый анализ, необходимый для написания текста.
  2. Клиент присылает мне пакет маркетинговой информации, если до этого проводилась серьезная проработка. Продукт, аватары целевой аудитории, анализ конкурентов. На основе этой сборной солянки я заполняю бриф и отправляю на согласование клиенту. Если остались пробелы, задаю дополнительные вопросы. Иногда клиент все-таки сам заполняет бриф и дополнительно присылает все материалы.
  3. Заполнение в голосовом режиме. Мы общаемся по канве моего брифа, нужную информацию я заношу в бриф, потом отправляю на согласование. Вариант подходит, если клиент способен отвечать осмысленно на маркетинговые вопросы сразу голосом, без дополнительной подготовки. Для тех, кто горит своим бизнесом, знает его от и до и готов говорить о нем долго и вдохновенно.

P.S. Кстати, варианты брифов для написания продающих текстов и статей можно получить, если подписаться на рассылку в форме в боковом меню.

Еще по теме:

Добавить комментарий