Чего не люблю в этих ваших интернетах, так это желания смешать грешное с праведным и искать единственно правильное решение там, где его быть не может, при этом надувая щеки «профессионального профессионала». И удивительно, как люди ведутся на это все, обсуждают, доказывают с пеной у рта свою точку зрения. Иногда даже оправдываются: «ну почему, так тоже можно».
Например, вопрос заполнения брифа для написания текста. Сознательно не пишу продающего, чтобы не отвлекаться на ещё один холивар.
Мой хит-парад спекуляций на эту тему выглядит так.
Спекуляция 1.
«Нельзя писать текст, если до этого для компании не сделали полноценный маркетинговый анализ и не разработали стратегию, и бриф тут не поможет – копирайтер не справится с маркетинговым анализом».
В моей практике встречаются 3 группы клиентов:
- Иногда мне везет – приходят клиенты, которые до текстов, и правда, уже работали с маркетологами и у них есть пакет документов с подробнейшей информацией. Иногда «везёт» в кавычках, тогда смотри пункт 3.
- Иногда в штате компании есть маркетолог, и тогда заполнение брифа проходит как по маслу, и информации вполне достаточно.
- Иногда приходят микробизнесы, предприниматели. Вот откуда у них полноценный маркетинговый анализ? И что без него теперь все бросить и уйти – не создавать сайт и не заказывать тексты? Или заказывать SEO-бред? Именно для работы с такими клиентами, в первую очередь, и нужен бриф. Да, мы не сделаем стратегию развития (а нас никто и не просит), но вытянем из предприниматели нужную информацию, копнем самостоятельно и напишем текст, опираясь на конкретику, а не на данные Википедии.
Спекуляция 2.
«Это непрофессионально – присылать бриф с непонятными вопросами о целевой аудитории и ударных преимуществах товара или услуги. Вы же копирайтер, сами должны это знать. А я (клиент) даже слов таких не знаю, знать не хочу и заполнять не хочу».
Да, ладно. Как по мне — это простая лень. «Хочу продвинуть бизнес, но чтобы он как-то сам» Сразу вспоминается анекдот про «я хочу и я плачУ».
В реальности, я получаю благодарности от клиентов, которым «пришлось» заполнить мой бриф, за то, что вопросы заставили задуматься о том, о чем раньше не думал, поймать несколько инсайтов для развития своего бизнеса. И это нормально, это сигнал, что человек, действительно, хочет развиваться, а значит, сотрудничество получится. В конце концов, если в брифе есть непонятные слова, всегда можно спросить.
И, кстати, кроме брифа я еще сама изучаю по своим источникам. Так что бриф – это не про свалить всю работу на заказчика. А про разработать эффективное решение.
Спекуляция 3.
«Есть только один правильный способ заполнения брифа – устно/письменно» (но только один и все, кто делают по-другому, автоматически попадают к непрофессионалам).
Я думаю, вы уже догадались, как обстоят дела на самом деле. Правильно – это так, как удобно клиенту и как позволяет решить задачу общения – получить качественную информацию.
Приведу несколько примеров, почему это не всегда одно и то же.
Один мой неудавшийся клиент хотел общаться только голосом, писать ему некогда было. Говорить он тоже мог только в дороге за рулем. В результате на все вопросы отвечал односложно, прерывался, отвлекался, повторялся. Думать тоже было некогда.
Хороший пример. Компания организовывает скайп-кол, в котором участвуют 3 разных специалиста (маркетолог, технарь и ТОП) и их информация дополняет друг друга. Все посидели и продумали заранее ответы на вопросы.
Письменное заполнение. Директор поручает заполнить бриф сисадмину. «Ну это же текст для сайта, кто же еще будет заполнять». С хорошими примерами, думаю, все понятно.
Нет никаких закономерностей. Нет идеальных рецептов. Есть отношения человек-человек и поиск оптимального варианта в каждой конкретной ситуации.
Что в итоге
В итоге методом проб и ошибок я пришла к тому, что использую в работе 3 подхода к заполнению брифа. Причем вариант работы мы выбираем вместе с клиентом:
- Если маркетинговая работа ранее не проводилась или проводилась обрывочно. Я отправляю бриф, клиент заполняет, я задаю дополнительные вопросы, самостоятельно провожу маркетинговый анализ, необходимый для написания текста.
- Клиент присылает мне пакет маркетинговой информации, если до этого проводилась серьезная проработка. Продукт, аватары целевой аудитории, анализ конкурентов. На основе этой сборной солянки я заполняю бриф и отправляю на согласование клиенту. Если остались пробелы, задаю дополнительные вопросы. Иногда клиент все-таки сам заполняет бриф и дополнительно присылает все материалы.
- Заполнение в голосовом режиме. Мы общаемся по канве моего брифа, нужную информацию я заношу в бриф, потом отправляю на согласование. Вариант подходит, если клиент способен отвечать осмысленно на маркетинговые вопросы сразу голосом, без дополнительной подготовки. Для тех, кто горит своим бизнесом, знает его от и до и готов говорить о нем долго и вдохновенно.
P.S. Кстати, варианты брифов для написания продающих текстов и статей, с которыми я работаю, даю участникам курса по копирайтингу.