Сайты бывают разные… Почти, как в известной песне. Правда, я имею в виду не цвета и дизайн сайтов, а их цели. Сайты создают, чтобы увеличить продажи товаров или услуг, заработать деньги на рекламе и партнерских программах, создать и закрепить положительный имидж компании.
И для всех этих таких разных по своей сути сайтов нужны тексты. И как вы уже, наверное, догадались – разные тексты: продающие, информационные, новостные.
Как часто, вам приходится слышать от потенциального клиента фразу: «Я пока не знаю, какие мне нужны тексты». И как часто после нее в голове возникает вопрос…
Работать или не работать с таким клиентом?
Да, приятней и проще работать, когда есть четкое задание, включающее требования по форме и содержанию текстов. Тем не менее, не спешите отмахиваться от заказчика и отправлять его подумать, а быстро берите инициативу в свои руки. В конце концов, кто еже еще поможет человеку решить, какие тексты нужно заказать? Используйте свой профессионализм и авторитет эксперта, знания интернет-среды и полученный опыт.
Здесь нужно сделать одну ремарку: «реальные» клиенты (особенно собственники бизнеса, а не веб-мастера) могут не знать, какой вид текстов им нужен (ну не разобрались они еще в этом снежном коме терминологии), зато они точно знают, какой эффект ждут от своего сайта. Вот на основе этой информации грамотный копирайтер может провести анализ и предложить возможные варианты развития проекта.
Тем более, что как показывает практика, клиент закажет тексты именно у вас, а не будет мучиться в поисках и объяснении всех тонкостей другому исполнителю.
Небольшая шпаргалка по определению видов текста
Задача сайта |
Вид сайта |
Виды текстов |
Продажа товаров и услуг | Сайт компанииИнтернет-магазин | 1. Продающие тексты: главная, о компании, описание товаров и услуг и др.2. Статьи для продвижения: интересная информация с небольшим рекламным подтекстом, желательна легкая оптимизация |
Заработок на рекламе | Информационные сайты и блоги, новостные порталы | Информационные статьи, новости |
Продажа инфопродукта, уникальной услуги (закрытие сделки на одной странице) | Сайт-одностраничник | Продающий текст для сайта одностраничника |
Поддержка имиджа компании | Корпоративный блог | Статьи о деятельности компании, интересная информация с небольшим рекламным подтекстом |
Конечно, это только основные виды сайтов и типы статей, но от этого можно отталкиваться.
Скользкие моменты
И пока вы еще на берегу, обратите внимание на некоторые нюансы:
— старайтесь отличить реального клиента от посредника или любителя бесплатных консультаций, для этого задавайте конкретные вопросы о сути проекта и бизнеса,
— не спешите выкладывать всю концепцию сайта на блюдечке с голубой каемочкой, начните с определения видов текстов и объема работы, после чего переходите к калькуляции и предоплате за проект,
— не забывайте о комплексном подходе.
Хотите дополнить таблицу видов сайтов и текстов? Высказывайтесь в комментариях.
Алина, спасибо за пост.
Согласен с Вами на все 180% в части, касающейся: «…быстро берите инициативу в свои руки.» Именно в этом случае вебрайтер сеет для себя те семена,которые в перспективе вырастают в плоды: а) долговременного сотрудничества; б) прихода новых заказчиков УЖЕ по рекомендации.
НО… есть одно значительное «но». Для этого вебрайтеру нужно быть уверенным в своих силах. И уметь не только «с размаху впечатывать литеры в стандарт формата А4», но и понимать вООбще смысл и задачу текстов в интернете.
И, возвращаясь к истокам, остается напомнить — нужно всегда учиться.
Скажем так, мне помогает 🙂
Не буду голословным. Позавчера обратился потенциальный заказчик с удивленным вопросом о том, почему в поиске по ключевым он не «впереди планеты всей». Пришлось сделать, навскидку, seo-анализ, и показать ему почему. Итог: заказ с ежемесячным бюджетом в 800 уев уже в кармане.
Спасибо за мнение, Игорь! Совершенно согласна с Вами. Более того, думаю, что без понимания «смысла и задачи текстов» вообще работать не стоит. Любой текст должен не только иметь свою идею, но и писаться для конкретной цели.
Да, а саморазвитие — наше все, причем как непосредственно в написании статей и продающих текстов, так и во всех смежных областях. 😀
А мне понравился этот совет: «Старайтесь отличить реального клиента от посредника или любителя бесплатных консультаций, для этого задавайте конкретные вопросы о сути проекта и бизнеса». От таких людей обычно не так просто интеллигентно отделаться, т.к. лень и наглость появились чуть раньше, чем они. Если меня пытаются использовать как учебник без намёка на перспективы, то на этом всё заканчивается.
Да, Мария, мне тоже такие хитрецы попадались. И ведь если человек изначально не думает начинать сотрудничество, то никакая экспертность не поможет его убедить. Для таких товарищей, которые нам вовсе не товарищи, отличной лакмусовой бумажкой будет предоплата — сдувает как ветром… 😀
Здравия желаю, коллеги!
100% ПредОплата, будит моё Огромное Чувство Ответственности. Я не могу жить с грузом какого-то долга на хрупких плечах Своей Морали. Поэтому заказ будет выполнен в срок
Именно ЭТИ слова высечены у меня на странице Заказ Текста и в любом случае я отправляю своего потенциального заказчика на эту страницу, объясняя это просто: а) изучить прайс, чтобы потом не слушать удивленно-недоуменные возгласы, б) скачать Бриф…
Как уже говорил, могу сделать короткий анализ ресурса заказчика (это не трудно). Не более. Остальные телодвижения, только после заключения договора и оплаты.
Всех, кто сомневается… отправляю на… биржи контента. В любом случае там дешевле. За заказчиком остается право выбора. И… если он продолжает, то мы становимся партнерами.
Игорь, ну это вы по-военному прямолинейны и строги… А я как девушка мягкая могу для начала и сайт посмотреть, и мнение свое написать, чтобы вывести потенциального клиента на контакт, а уж дальнейшее общение и написание текстов после предоплаты, конечно. 😉
))) Алина, но ведь это реалии.
Слишком много предложений именно аферно-кидаловского характера поступает. Время тратить просто некогда)))
Мой метод срабатывает: а) на «шаровика» — он понимает то, что ему здесь не обломится, б) на заказчика — он видит, что мы если и будем работать, то только на взаимовыгодных, партнерских условиях.
К сожалению, такой тип поведения вырабатывается в процессе работы. Хотя, почему к сожалению… это закономерно. Растем над собой, растет квалификация, профессионализм и… чувство собственного достоинства ремесленника тоже растет )))
Спасибо, Алина, за ответ. Потеряла ссылку на этот сайт из-за смены браузера, но потом вспомнила и нашла. Вы правы, перестраховаться можно сразу. Гораздо хуже приходится копирайтерам на биржах. Там предоплата отсутствует. Прочитала комментарий Игоря, сама приосанилась, брови сдвинула, думаю: «Давно пора решать такие вопросы по-американски, а не с нашим славянским подходом, добротой, готовностью помочь, выслушать. А вот в личную жизнь, в дружбу, такой стиль общения не переносить. Увы, многим людям именно такое поведение упорно навязывали годами с экранов».
С возвращением, Мария! Не теряйтесь больше! А лучше подпишитесь на обновления, и я Вам буду иногда о себе напоминать 😉
С комментарием согласна, действительно, нужно чуть жестче становиться что ли..
Подписываюсь крайне редко, но Ваш блог — исключение, а потому до встречи! Не отвлекайтесь больше.