Как правильно отказать заказчику

Как правильно отказать заказчикуРано или поздно у каждого копирайтера наступает момент (по крайней мере, я всем этого желаю), когда заказчики просто «идут косяком». И вот в такой ситуации, когда время на выполнение заказов уже расписано на месяц-два вперед и здравый смысл подсказывает, что надо бы хоть с этим справиться, появляется он – заказчик твоей мечты, ну или просто еще один клиент.

Пожалуй, сделаю небольшое отступление. Фрилансеры часто пишут о том, что нужно беречь себя, оставлять время на отдых и личную жизнь, чтобы не скатиться в пропасть трудоголизма, всех денег не заработаешь и т.д. И вот учитывая все эти причины, нужно говорить «нет» заказчику, который обратился в момент полной занятости райтера.

Это действительно веские причины, и я с ними полностью согласна, но… Как реально отказать клиенту?

Представьте ситуацию: в момент полного завала вас сам находит и просит написать серию статей клиент:

— с интересной, «вашей» тематикой;

— готовый платить без торгов и требований скидок 100% предоплату;

— желающий видеть на своем сайте только творение ваших рук;

— перспективный в плане дальнейшего сотрудничества.

Как отказать такому заказчику, понимая, что физически не успеешь выполнить его проект в срок? Или ну его, это личное время и усталость, ведь и заказ хороший, и человек тоже? Честно говоря, для меня такая ситуация всегда мучительна, потому я решила спросить мнения у других фриланс-райтеров.

Илона Баранова, автор блога

«Сила в слове» http://silavslove.net/

Если заказ с перспективой дальнейшего сотрудничества, по реально «моей» теме, с предоплатой и хорошей стоимостью – отказываться грех. Потому что на самом деле идеальный заказчик крайне редок. Я бы пересмотрела свою очередь на два месяца, выбрала самый неинтересный заказ и отказалась бы от его выполнения. А Идеального Заказчика, поставила бы на его место.

Как отказать неинтересному заказчику? Мое главное правило – всю вину берем на себя. Т.е. извиняясь и отказываясь, говорим:

«Простите, я не рассчитала свои силы, не смогу справиться с вашим заказом».

«Простите, я не слишком хорошо разбираюсь в вашей теме, поэтому отказываюсь от заказа. Вам лучше обратиться к более знающему в этой области райтеру».

Таким образом, мы не оскорбляем заказчика тем, что «ваша оплата слишком маленькая», или «ваш проект мне скучен, я переросла этот уровень». У него замечательный проект, и он замечательный заказчик. А вот мы такие вот несовершенные исполнители.

Вы скажете, что в этом случае страдает репутация райтера? Возможно, немного страдает. Но не все ли равно, если вы все равно не планируете работать с этим заказчиком? Этот способ опробован мной и он работает. Обычно заказчики еще и благодарят, за то, что я ознакомилась с темой и сообщила, что она не моя до начала работы, а не прислала какую-то плохо читаемую белиберду, как это бывает, еще и со срывом всех сроков. Расстаемся в этом случае всегда очень по-доброму.

Алена Путятина, автор блога

«3D-мама: Dелаем Dеньги в Dекрете» http://3d-mama.ru/

Смотрим в подзорную трубу перспективы

Первое, что нужно сделать, когда на трудовом горизонте, заваленном горящими текстами, появляется заказчик мечты – это оценить его перспективность. Если вы понимаете, что это, скорее всего, одноразовый заказ, и общая стоимость проекта не соотносится с теми финансовыми потерями, которые могут грозить в случае отказа от постоянных клиентов, то выход один: предлагаем заказчику свои сроки выполнения работы. Он не согласен? Так тому и быть.

Если же в будущем новоявленный работодатель принесет вам гораздо больше привлекательных проектов, чем все ваши существующие клиенты вместе взятые, тогда нужно отбросить все сомнения в сторону и согласиться выполнить его задание.

Тем более, что никто вам не мешает попытаться немного сдвинуть сроки по проектам старых работодателей. Часто со многими из постоянных партнеров возникают почти дружеские отношения. Иногда это можно использовать для оптимизации своей работы.

Если же перенести дедлайны невозможно, но заказчик уж больно привлекательный, тогда закусываем удила и на несколько дней впрягаемся (иначе это не назовешь) в трехкратный аллюр.

Зовем на помощь знакомых копирайтеров

Когда ситуация действительно критическая, работы так много, что света белого не видно, а новый заказчик обещает постоянный приток работы по привлекательной цене, то самое время приступать к плану Б.

У каждого веб-райтера есть в списке контактов Skype несколько знакомых фрилансеров, которые смогут поддержать в тяжелую минуту. Так вот – пришло время просить их о помощи. Предложите им написать несколько статей для ваших постоянных заказчиков. Впереди сезон отпусков, и дополнительному заработку будет рад каждый копирайтер.

Стоит ли оповещать клиентов о том, что их работу будете выполнять не вы, а ваш знакомый – личное дело каждого. Это зависит от многих факторов, включая теплоту отношений с заказчиком. В любом случае писательский талант вашего друга поможет вам сказать заказчику твердое «ДА» вместо нерешительного «НЕТ».

Отказываем правильно: нежно и деликатно

Если вы настолько загружены, что взять еще один, хоть и потенциально золотой, проект не в состоянии, а толковых знакомых копирайтеров под рукой нет, значит, у вас нет другого варианта. Придется отказать.

Но сделать это нужно деликатно, чтобы оставить хоть маленький шанс того, что новый заказчик обратиться к вам вновь. Для этого напишите ему письмо с таким содержанием:

«Уважаемый Иван Иванович. Я подумала над Вашим проектом. Предлагаю в тексте использовать такие методики привлечения аудитории (перечисляем). Кроме того, я уже приблизительно набросала план тем для будущих статей. Предлагаю Вам с ним ознакомиться. Но взяться за работу я смогу лишь через две недели. Жду Вашего решения».

Полина Мельникова, автор блога

«Небестолковый отдых» http://vesotdih.ru/

Надо ли отказывать хорошему заказчику? На мой взгляд, ответ очевиден — нет. Отказывать не надо, если он действительно хорош. Критерии оценки заказчика у каждого свои, но ещё полезно сравнить ваших клиентов между собой. Определились с критериями, посчитали плюсики и решили. Если действительно хорош – не отказывайте.

Но откуда возьмется ресурс времени и творчества? Вспоминаем про проведенное сравнение заказчиков, выбираем самого-самого терпеливого и/или прижимистого. Составляем красивое послание для терпеливого о необходимости подождать, а для прижимистого – о поднятии стоимости (в силу непреодолимых обстоятельств). Вот и готовое решение.

Поверьте, проблема нехватки времени на хорошего нового заказчика растает в одночасье, как стаканчик пломбира на торпеде машины в солнечный день. Терпеливый подождет, ведь вы ему предложите разумный срок, а прижимистый… тоже согласится подождать, чтоб избежать лишних трат. В любом случае, если кто-то откажется, вспоминайте про сравнение. Вы предпочли хорошего заказчика, а балласт положено сбрасывать.

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

P.S. Этот пост смог собрать такое количество интересных вариантов развития событий, так как стал результатом участия в интересной экспериментальной игре Робин, которую затеяла Илона Баранова на своем блоге «Сила Слова». В ходе игры 4 участницы (и я в том числе) написали 4 миниатюры на 4 придуманные нами же темы. Так родилось  4 статьи, которые опубликованы на 4 разных блогах.

Как вы понимаете, в  каждой из статей (я пока сама не знаю, в каком виде они будут опубликованы на блогах участниц) тоже есть мой кусочек. Со статьями вы можете познакомиться, перейдя по ссылочкам, указанным в посте.

Для соединения присланных мне работ в единое целое я выбрала форму интервью, ведь из песни слов не выкинешь, а менять авторский стиль таких самобытных веб-райтеров мне не захотелось.

А что вы отвечаете заказчикам, которые обращаются в момент полной занятости?

UPD: Поскольку тема оказалась горячей, а личный опыт позволил выработать алгоритм действий, я написала еще одну статью.

30 комментариев

  1. Сергей Трутнев 16 мая, 2012 8:30 дп  Ответить

    Вот как это выглядело пять минут назад в сообщении по icq для моего (одного из хороших заказчиков): «Саша привет! Мне очень жаль, но я физически не успеваю взяться за твою работу,так как сейчас делаю другой крупный и ответственный заказ для одной строительной компании.
    Тема, конечно, интересная во всех отношениях и могла бы быть неким продолжением выполняемой сейчас, но увы, работы пока много 😉 »
    Его ответ был краток и сух, но я полностью уверен в том, что наше сотрудничество продолжится 8)
    А вообще, вы молодцы — такую интересную и полезную игру затеяли 💡

    • Алина Самульская 16 мая, 2012 8:58 дп  Ответить

      Да, Сергей, когда с заказчиком уже установлен контакт, объяснить свою занятость легче. А вот новый, скорей всего, уже не вернется… Да и хорошему проверенному клиенту мне отказывать тяжело: человек на меня рассчитывал, а я…

  2. Алена Путятина 16 мая, 2012 9:30 дп  Ответить

    Алина, здравствуйте! Отличный обзор мнений получился! Спасибо за Вашу приятную компанию в робине 😉

    • Алина Самульская 16 мая, 2012 9:44 дп  Ответить

      Спасибо, Алена. Взаимно! Мне тоже очень понравилось участие в Робине: интересные темы, приятные и пунктуальные коллеги и отличный материал для статьи!

  3. Вячеслав 16 мая, 2012 10:32 дп  Ответить

    Эх, девчонки, девчонки! Ну, разве так можно? Это всё равно, что вчера выскочили замуж за прыщавого очкарика, а завтра на горизонте замаячил красавец-спортсмен. Так что — сразу развод и девичья фамилия? 🙂
    Если уж взялись за работу, то нужно довести ее до конца. Не уверены – не беритесь.
    И вообще, нужно уметь говорить «нет». Иногда даже в ущерб себе. Зато душа будет спокойна и не будет никаких угрызений совести. И вопросов таких возникать тоже не будет. 🙂

    • Полина 16 мая, 2012 11:01 дп  Ответить

      ЭТОТ красавец-спортсмен ещё и умный, и с деньгами))) Заметьте, прыщавого очкарика ВСЕ отвадили НЕЖНО)))

      • Grozuska 16 мая, 2012 11:55 дп  Ответить

        точно-точно 🙂 нежно, ласково и так чтобы самооценка не пострадала

    • Алина Самульская 16 мая, 2012 11:15 дп  Ответить

      Вячеслав, на самом деле цель этого поста, как раз найти такой вариант, при котором будут и волки сыты, и овцы целы. Лично для меня говорить «нет» заказчику тяжело, ведь если он обращается, значит уже рассчитывает на меня, а подводить кого-то из уже взятых в работу — еще сложнее. Вот и обратилась за советом. И, кстати, кроме отказа предложено еще много других вариантов. 😉

  4. Полина 16 мая, 2012 11:03 дп  Ответить

    Милые участницы РОБИНА, спасибо за отличную компанию. Подобные эксперименты очень интересны и самим авторам (как минимум я про себя), так и читателям блога. Всем удачи! 😉

  5. Grozuska 16 мая, 2012 11:56 дп  Ответить

    Здорово получилось. 🙂 Особенно понравилось про самобытных райтеров 🙂 🙂 🙂

    • Алина Самульская 16 мая, 2012 12:05 пп  Ответить

      Спасибо, Илона! Вот видите, не правы оказались скептически настроенные комментаторы Вашего блога — «винегрет» очень даже вкусный получился! А сколько новых впечатлений и приятных эмоций!

  6. Алена Путятина 16 мая, 2012 12:10 пп  Ответить

    И вкусный, и полезный :))))) Илона — Вам большой респект за здоровскую игру! Девочки, а вообще я очень рада нашему знакомству!

  7. Анастасия Кошкина 16 мая, 2012 2:04 пп  Ответить

    Девчонки, вы, конечно, очень радужно и красочно все расписали, но … Почему бы новому заказчику так и не сообщить, что ты занята и не можешь бросить начатые проекты, поэтому приступить к новому проекту сможешь тогда-то. А вот сообщать старому заказчику, что ты не рассчитала время и не сможешь выполнить его проект не стоит. Сколько он вас ждет? Неделю-две? Вернется он? Сомневаюсь…

    • Алина Самульская 16 мая, 2012 2:34 пп  Ответить

      Анастасия, мы намеренно усложнили ситуацию, представив себе, что новый заказ ну очень уж привлекательный и при этом ограниченный по времени исполнения, поэтому перенести его никак нельзя: или брать, или отказываться…

      А в том, что старого заказчика подводить нельзя, я с Вами полностью согласна, и дело даже не в том, дождется ли, вернется ли… Меня просто совесть потом загрызет… 🙄

  8. Grozuska 16 мая, 2012 2:53 пп  Ответить

    Интересная подборка имен у нас получиласть Алина-Полина, Алена-Илона 🙂 🙂 🙂 Такой вот каламбур

  9. elenamerts 16 мая, 2012 3:31 пп  Ответить

    Читала Ваш пост, Алина, и в этот момент позвонил именно такой заказчик (в жизни всякое случается). 😉 Пока решила его взять. Попробую уговорить немного растянуть по времени выполнение работы.

  10. ZeroXor 18 июня, 2012 12:32 пп  Ответить

    Главное, нужно отказать так, чтобы заказчику было не обидно. Чтобы он не понял, послали его или спасибо сказали.

  11. Сергей 19 июня, 2012 10:33 дп  Ответить

    А это блог только для девчонок? А то в комментариях одни девичьи фото ))

    • Алина Самульская 19 июня, 2012 10:44 дп  Ответить

      Ну почему же? Мальчишки тоже заходят в гости и часто оставляют очень дельные и ценные комментарии. 🙂

    • Алина Самульская 19 июня, 2012 2:05 пп  Ответить

      А ведь в чем-то Ваш тезка прав: фото (а не комментарии), действительно, только девушек! Да еще и такой цветник… 😀

  12. Сергей Трутнев 19 июня, 2012 2:29 пп  Ответить

    Ну да, ну да, просто у меня почему-то не срабатывает граватар? На одних блогах работает, а на других нет. Вот я и получаюсь безликим 😥

  13. Алена 26 марта, 2014 6:49 дп  Ответить

    Если выполнение заказов уже расписано на месяц-два вперед, то здравый смысл должен вам подсказывать, что пора повышать цены 😆

    • Алина Самульская 26 марта, 2014 10:29 дп  Ответить

      Алена, спасибо за комментарий. Приятно, что пост, написанный около 2 лет назад, до сих пор привлекает читателей. 🙂

      Что касается Вашего совета: да, именно об этом пишут все гуру. Но в реальности поднятие цены нужно проводить очень постепенно и аккуратно, и думать об этом можно, когда поток клиентов не уменьшается в течение года.

      А вот решать, что ответить новому перспективному клиенту нужно здесь и сейчас, поэтому этот пост и стал актуальным особенно для начинающих копирайтеров, точнее для тех, кто выходит на какой-то уровень, когда после редких «выстраданных» заказов, начинается поток интересных предложений.

      Признаюсь, во времена его написания я так «горела» на работе, что хотела писать для всех и сразу, и мне было очень сложно отказывать заказчикам, а поверить в то, что они будут ждать — никак не могла. Сейчас уже поверила. 😉

  14. Наталья 8 июля, 2019 4:24 пп  Ответить

    Спасибо за хорошую статью. У меня сейчас немного другой случай, но тоже для меня сложный. Заказчик сам нашел меня на бирже и предложил заказ. На тот момент мне показалось, что неплохой. И по деньгам лучше, чем все до этого. Я взялась, выполнила его, хоть и со скрипом. Думала — ну, ладно я новичок, буду себе опыт нарабатывать. Однако тема оказалась для меня «неподъемной». Заказ я сделала и он понравился заказчику. Но я так вымоталась, пока делала его. Просидела целый день над 8 к знаков. И дело было даже не в теме, а в том, что очень много у нее было требований по нескольким сайтам антиплагиата и плюс Тургенев. Получалось, как грыжа — то тут вылазят лишние проценты, то там. решила не брать эту тему, написала все сказала. И скажу сразу — заказчица адекватная, вполне себе дипломатичная оказалась. Уговорила меня на еще заказ но уже на другую тему. Там я нарвалась на ту же «грыжу». Причем параллельно у меня еще 3 постоянных заказчика но более «дешевых». И вот я даже не знаю, опыта у меня мало или темы не мои, или требования уж больно жирные и что вообще не так. Я же новичок, может быть не стоит разбрасываться заказчиками. В общем, тупик полный, а от нее есть еще предложение, вот думаю.

    • Алина Самульская-Холина 8 июля, 2019 6:11 пп  Ответить

      Наталья, спасибо за интересный комментарий. На самом деле, причин, по которым вас выматывает такой заказ может быть много. Постарайтесь прислушаться к себе — вы уже назвали несколько. Еще я у участников своих курсов замечала такой момент: когда они берут цену выше, чем обычно, им хочется и выложиться больше, «упахаться». И потом, конечно, усталость. Хотя заказчику просто нужен хороший текст, как вы умеете. А чтобы писать на одну тему несколько раз пробуйте разный фокус, разные структуры текста, способ подачи информации, все-таки сложности в работе помогают нам развиваться.

Добавить комментарий для Алена Отменить ответ