Как отказать заказчику: проверенный алгоритм действий

Как отказать заказчикуС радующей меня периодичностью вижу в социальных сетях обсуждения коллег о том, как и почему можно/нужно отказывать заказчику.

И как в художественной литературе есть всего несколько вариантов конфликтов, так и здесь принципиально разных причин для отказа я вижу всего две:

1. Заказчик не подходит исполнителю (тема, стоимость, манера общения, дополнительные требования без дополнительной оплаты, нежелание платить предоплату или навязывание своих условий сотрудничества, «просто не нравится» — у каждого из нас свои критерии),

2. Перегруз исполнителя работой – свободного времени на новый заказ уже просто нет.

И если о первой причине долго говорить не стоит, чтобы не попасть в сети тягучего холивара (в конце концов, не работать с кем-то потому, что этот человек тебе не нравится, – личное право каждого из нас), то вторая – более жизненная и животрепещущая. Вот о ней и поговорим.

Работать нельзя отказать

Иногда в работе копирайтера (или любого другого свободного специалиста) наступает интересный момент. Ранее каждый заказчик мучительно привлекался и каждый проект вырывался зубами, а тут вдруг клиенты идут и идут. Мы гребем заказы, а потом буквально умираем за работой. Долго такой режим выдержать невозможно. И в то же время мы знаем, что на фрилансе все волнообразно, так что скоро может наступить и пугающее затишье…

Когда такая волна случилась в моей жизни первый раз, я обратилась за советом к коллегам. Так родилась статья о том, как правильно отказать заказчику. Сейчас уже выработался свой алгоритм действий, которым я и поделюсь с вами.

Что делать, если страшно отказаться от нового заказа?

Как отказать заказчикуЧтобы не было так страшно, попробуйте взять на вооружение алгоритм действий. Когда есть рациональная система, рождается чувство осознанности и становится легче принять решение.

Перегруз из-за которого приходится отказывать заказчику может выражаться по-разному:

  • не осталось времени для семьи или личной жизни,
  • не осталось времени для саморазвития,
  • вы не отдыхаете полноценно по вечерам и накопилась усталость,
  • вы решили сделать себе отпуск на несколько недель или месяц.

Принимаем решение по методу исключения

Итак, потенциальных клиентов, которые нам просто не подходят, мы отсекли еще на нулевом шаге. Теперь работаем с потенциально хорошими клиентами.

Что предлагаю делать дальше:

  1. Отделять зерна от плевел (да простят мою образность заказчики, читающие этот пост). Копирайтеру с опытом известно, что по разным объективным и субъективным причинам не каждый человек, сделавший запрос, становится клиентом, поэтому сначала выбираем самых замотивированных на работу именно с вами – сами вас нашли, уже знают ваши расценки и условия работы и согласны с ними. Так вы сбережете время необходимое на долгие переговоры и убеждение холодных клиентов.
  2. Выбирать тех, кто точно знает, чего хочет. Дело в том, что сомневающиеся товарищи выпьют у вас много крови и заберут слишком много драгоценного времени. С такими клиентами можно работать и вытягивать из них нужную информацию, когда у вас это время есть или тема вам очень интересна. А когда ресурс времени ограничен, взваливать на себя такие проекты не имеет смысла.
  3. Отложите в сторону темы, которые вам менее интересны, которые потребуют большего времени для того, чтобы вникнуть по сравнению с другими.
  4. Оцените длительность заказа. Если сейчас ваша загрузка в основном состоит из большого числа краткосрочных проектов (1-2 текста, лендинги), возьмите проект с длительным ведением (написание тематических статей в рамках контент-стратегии). И наоборот. Если основное время занято большим серьезным проектом, возьмите еще несколько разовых – для отвлечения. Тянуть параллельно несколько длительных проектов достаточно сложно.

Что делать с оставшимися лучшими из лучших?

Как отказать заказчикуПроанализируйте, а всем ли пришедшим за текстами на данном этапе нужны именно тексты? Может нужно начать с чего-то другого? Так вы сможете не отказать, а предложить альтернативный вариант сотрудничества, который у вас будет занимать меньше времени, будет интересней для вашей самореализации, разнообразит однотипность. Например, для копирайтера это могут быть консультации и обучение, разработка контент-стратегии, ведение социальных сетей.

Попросите подождать, пока вы освободитесь. Если сроки разумны, клиенты подождут. Если не смогут дождаться, значит, не судьба, на их место обязательно придут другие. Когда-то я первый раз попросила клиента подождать месяц, пока освобожусь, и была очень удивлена, насколько адекватно была воспринята моя просьба. Ведь правильный клиент понимает, что в некоторых случаях время не имеет значения.

Для всех, кто не может ждать и кому нужны именно тексты — привлеките к сотрудничеству коллег или полностью передайте клиента в их руки. Передавать клиентов на более ранней стадии, не советую. На мой взгляд, нет ничего хуже, чем рекомендовать коллеге неадекватного или ненадежного товарища.

А для концовки я оставила самый банальный совет. Все еще много интересных проектов и людей, готовых приступить к сотрудничеству именно с вами хоть завтра? Тогда смело повышайте цены, видимо, пресловутый рынок ценит вас уже выше, чем вы сами. 🙂

Чтобы предупредить ситуацию, когда вы вынуждены отказаться от клиента своей мечты, не работайте на пределе. Всегда оставляйте в своем графике окна, куда сможет поместится один особенно интересный по теме и по деньгам проект. Это окно вы всегда сможете занять отдыхом, саморазвитием или самопродвижением.

Главная идея статьи

Цените каждую минуту своей жизни, ведь она уже никогда не вернется. И наполняйте ее не только работой, но и приятным общением с друзьями и близкими, путешествиями, чтением книг, фильмами и все, что вас радует. Тогда и работа будет в радость.

А как вы поступаете в ситуациях, когда нужно сделать такой сложный выбор? Поделитесь своими фишками.

Добавить комментарий